Главная Методические материалы Об установке общедомовых приборов учета энергоресурсов

Об установке общедомовых приборов учета энергоресурсов

;В соответствии с ч.5 ст. 13 Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 12.12.2011 г.) собственники помещений в многоквартирных домах до 1 июля 2012 года обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию! Однако в соответствии с указанным законом и принятыми в его исполнение другими нормативными актами установлены следующие условия и порядок установки общедомовых приборов учета используемых энергоресурсов в многоквартирных домах:

  1. энергоснабжающие организации ОБЯЗАНЫ были до 1 июля 2010 года предоставить собственникам помещений в МКД или управляющей организации, ТСЖ (в зависимости от выбранного собственниками способа управления МКД) предложения об оснащении домов при-борами учета (ч. 10 ст. 13 закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ);
  2. управляющие организации (ТСЖ и т.д.) обязаны информировать собственников помещений в МКД о поступивших от энергоснабжающих организаций предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также разработать и довести до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые необходимо и возможно проводить в доме (ремонт дома, системы и т.д.), с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (ст. 12 ч. 7 закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ);
  3. на основании полученных от управляющей организации (ТСЖ и т.д.) информации о предложениях энергоснабжающих организаций об установке приборов учета, а также своих предложений о проведении необходимых мероприятий в связи с установкой общедомовых счетчиков с полной информацией о расходах и ожидаемой эффективности и окупаемости собственники помещений в МКД должны принять решение об установке общедомовых счетчиков и условиях их установки (например, обязательная предварительная подготовка дома с выполнением всех необходимых ремонтных работ, исключающие возможность потерь энергоресурсов) (ст. 12 ч. 7 закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ);
  4. на основании решения общего собрания собственников помещений управляющие организации (ТСЖ и т.д.) обязаны выполнить все необходимые работы по подготовке дома к установке счетчиков учета и заключить договор с энергоснабжающей организацией на уста-новку общедомового счетчика (ст. 12 ч. 7 закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ);
  5. энергоснабжающие организации в соответствии с заключенными с ними договорами устанавливают общедомовые счетчики (ч. 9 ст. 13 закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ). Таким образом, общедомовые счетчики учета используемых энергоресурсов могут устанавливаться только на основании соответствующего решения собственников помещений МКД (поскольку указанные счетчики являются совместной собственностью всех собственников помещений МКД!) и только после предварительной подготовке и необходимого ремонта дома и коммуникаций дома с целью исключения любого вида потерь энергоресурсов, поскольку основная цель установки общедомовых счетчиков – это значительное снижение затрат собственников помещений в МКД по оплате за потребляемую энергию, а не наоборот!

Перечень мероприятий и видов работ, необходимых для энергоэффективности МКД, утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 2 сентября 2010 г. № 394.

Как видно из вышеизложенного анализа Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, обязанность по установке приборов учета энергетических ресурсов с 1 июля 2010 года в соответствии с ч. 9 ст. 13 указанного закона была возложена на ресурсоснабжающие организации (т.е. с указанной даты управляющие или иные организации НЕ ВПРАВЕ устанавливать общедомовые приборы учета!), которые в соответствии с ч.10 ст. 13 указанного закона до 1 июля 2010 года обязаны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, управляющим организация, ТСЖ и т.д. предложения об оснащении многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов!!!

Согласно ч.12 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ в случае, если в вышеуказанные сроки (т.е. до 1 июля 2012 года) МКД не будут оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, энергоснабжающие организации до 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. В этом случае лицо (в том числе и управляющая организация), не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. Следовательно, при наличии решения общего собрания собственников помещений об установке общедомовых приборов учета и невыполнении управляющей организацией обязательных требований закона и указанного решения общего собрания собственников помещений все расходы энергоснабжающих организаций на установку этих приборов учета оплачиваются управляющей организацией за счет собственных средств, а не за счет собственников помещений!

Таким образом, после 1 июля 2013 года вышеуказанные требования закона должны выполняться во всех случаях выявления энергоснабжающими организациями фактов нарушений установленных законом требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.

Но если в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ собственники помещений в МКД обязаны были с 1 июля 2010 года до 1 июня 2012 года установить общедомовые счетчики в вышеуказанном порядке, то до 1 июля 2010 года установка таких счетчиков не являлась обязанностью собственников помещений в МКД. Это означает, что до 1 июля 2010 года собственники помещений в МКД вправе были, но НЕ ОБЯЗАНЫ были принять решение об установке общедомовых счетчиков. Но поскольку в соответствии со ст. 36 ЖК РФ система тепловодоснабжения является общим имуществом собственников помещений в МКД и только собственники помещений в МКД вправе решать все вопросы, связанные с эксплуатацией, содержанием, ремонтом и т.д. указанного имущества, следовательно, управляющая организация НЕ ВПРАВЕ была без решения общего собрания собственников помещений в МКД самостоятельно устанавливать общедомовые счетчики, а тем более возлагать в этом случае на собственников помещений неизвестно какие расходы по установке и содержанию таких счетчиков, если эти счетчики на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД не включены в состав общего имущества собственников помещений, поэтому при отсутствии решения собственников помещений установка управляющей организацией указанных счетчиков (приборов учета) является самовольной!

Более того, как уже отмечено выше, общедомовые счетчики могут устанавливаться только после предварительной подготовке дома с целью исключения любого вида потерь энергоресурсов, поскольку основная цель установки общедомовых счетчиков – это значительное снижение затрат собственников помещений в МКД по оплате за потребляемую энергию, а не наоборот, т.е. при наличии в МКД общедомового счетчика учета НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ в принципе какое-либо увеличение стоимости за энергоресурса! Если же происходит перерасход энергии, значит, имеет место утечка энергоресурса, а за это ответственность несет не собственник помещений в МКД, а управляющая организация и виновные должностные лица, которые ОБЯЗАНЫ выявить и устранить утечку энергоресурса ЗА СВОЙ СЧЕТ, но без повышения тарифов за содержание и управление МКД!

Таким образом, при нарушении установленного законом порядка и условий установки общедомовых счетчиков действия управляющей организации по перерасчету размера оплаты за коммунальные услуги и по предъявлению требований об оплате доначислений разницы между оплаченными суммами согласно тарифам (в том числе и по показаниям внутриквартирных счетчиков) и фактическим расходам согласно показаниям общедомовых счетчиков, а также об оплате за обслуживание самовольно установленных общедомовых счетчиков являются НЕЗАКОННЫМИ! В указанных случаях собственники помещений вправе при получении от управляющей организации подобных требований не оплачивать незаконные доначисления, но с обязательной отметкой на счете о том, что они с суммой доначисления не согласны в связи с незаконностью указанных доначислений при отсутствии соответствующих решений общего собрания собственников на установку общедомовых счетчиков и включения их в общее имущество!

В случае же возникновения спора вопрос должен разрешаться в судебном порядке.

Это интересно!

Квартирные приборы учёта не отражают фактического расхода воды потребителями.
Так, у каждого прибора учёта в паспорте указан такой параметр, как «порог чувствительности», значение которого варьируется от 0,015 до 0,03 куб.м./час. Это означает, что даже без вмешательства в его работу, можно легально получить за месяц до 21 куб.м. неучтенной квартирным счетчиком холодной или горячей воды! А низкое качество водопроводной воды приводит к ускоренному износу внутренних элементов приборов учёта, что ещё больше смещает порог чувствительности, а значит, и к увеличению объёма не учитываемой квартирными счётчиками холодной или горячей воды! Поэтому стереотипное мнение потребителей об абсолютной достоверности показаний квартирных счетчиков является ошибочным.